Пакистанский авиационно-производственный комплекс Камра

Пакистанский авиационно-производственный комплекс Камра (Pakistan Aeronautical Complex (PAC) Kamra) является уникальным явлением в мировой авиационной индустрии, так как является единственным подобным предприятием, принадлежащим ВВС. Причем это не только авиаремонтный завод, но серийное предприятие, что и придает РАС особую специфику. Редакции П.2 показалось небезынтересным ознакомить читателей с деятельностью данного завода на основе материала, опубликованного в июльском номере журнала Air Forces Monthly. На протяжении 30 лет финансируемый пакистанским министерством обороны РАС эволюционировал от предприятия, на котором собирались лицензионные учебно-тренировочные самолеты Saab MFI-17 Supporter (в Пакистане обозначался как Mushshak), до завода, производящего истребители последнего поколения. Прогресс ведущего пакистанского авиационного предприятия потрясает с точки зрения любых стандартов.

РАС находится в местечке Камра, расположенном в 65 км на северо-западе от Исламабада и занимает площадь 10 кв. км. Завод делит взлетную полосу с авиабазой ВВС Минхас (Minhas).

PAC всегда управлялся представителями ВВС, и нынешний директор завода маршал авиации Ф. Х. Хан (Farhat Hussein Khan), назначенный на эту должность в марте 2009 г., до этого в течение трех лет являлся руководителем проекта разработки истребителя JF-17. Управление заводом сосредоточено в руках Совета директоров, которое состоит из Председателя и пяти членов. Наряду с осуществлением исполнительного контроля над Советом директоров, председатель определяет и руководит деятельностью всех четырех предприятий (которые, в свою очередь), возглавляются соответствующими управляющими директорами, и отчитывается непосредственно перед начальником штаба ВВС.

До января 1999 г. РАС возглавляло десять генеральных директоров. Затем наименование должности изменили, чтобы показать усилившееся коммерческое направление в компании.

С этими переменами также столкнулось 350 человек инженерно-технического состава и 7000 техников ВВС, которые работают в четырех разных цехах (ремонтный цех истребителей F6 (F6RF), ремонтный цех истребителей Mirage (MRF), авиационный ремонтный цех (AMF) и производственное предприятие Камра (KARF). Таким образом, на РАС осуществляется ремонт всех самолетов китайского производства пакистанских ВВС, а также истребителей Mirage и УТС Super Mushshak / Mushshak.

На протяжении многих лет РАС сотрудничает со многими иностранными ВВС: Бангладеш, Ирана, Иордании, Омана, Саудовской Аравии, Шри-Ланки и ОАЭ, а также с силовыми ведомствами Пакистана. Началось сотрудничество с крупными зарубежными авиационными фирмами, чтобы быть на уровне современных технологий (среди них Boeing, CATIC, China National Electronics Import-Export Corporation, China Electronics Technology Company, Dassault Aviation, Snecma, Siemens, Hamilton Sundstrand, Pratt and Whitney, Rolls-Royce, SAGEM и Selex Galileo). Это сотрудничество идет как в мирных, так и военных целях: в результате за последние годы на расширившейся производственной площадке появилось много новых производств.

Но программа выпуска истребителя JF-17 пока превалирует над четырьмя приоритетами будущего, и за последние несколько лет более 5000 рабочих были приняты на работу, чтобы соответствовать увеличивающемуся масштабу заказов. Так, благодаря «эффекту JF-17» AMF и KARF вдвое увеличили свою площадь.

AMF показал свою дееспособность, собирая УТС Mushshak в конце 1970-х – начале 1980-х гг., а с 1983 г. приступил к сборке самого планера — после того, как в 1982 г. Saab прекратила поставки этого поршневого УТС. В 1995 г. появился первый экземпляр модернизированного самолета Super Mushshak, который выпускался уже с системой кондиционирования воздуха.

В начале 1990-х гг. AMF и CATIC подписали соглашение о совместной разработке УТС К-8 Karakoram, планами предусматривалось создание сборочного производства. Но в связи с тем, что пакистанские ВВС уменьшили свой первоначальный заказ (72 самолета), вскоре этот план был заброшен. На сегодняшний день AMF выпускает для К-8 отдельные комплектующие, включая киль, горизонтальное оперение, носовую часть фюзеляжа, передние обтекатели двигателей, что в общей сложности составляет 18% от общего объема.

Вне всяких сомнений, наиболее сложным вызовом для РАС стало создание производства по выпуску нового истребителя на мощностях AMF. Работы начались в 2006 г. и завершились почти три года спустя в июне 2009 г. В ходе красочной церемонии 23 ноября 2009 г. был выкачен первый JF-17 (бортовой номер 09-111) местной сборки. Затем производство было увеличено до двух истребителей в месяц и к началу апреля 2011 г. было выпущено 26 JF-17. ВВС Пакистана отдают себе отчет в том, что имеющиеся самолеты А-5, Mirage и F-7P уже начали показывать свой возраст. Поскольку ВВС не забывают о возможной цене в виде человеческих жизней, которую можно заплатить за устаревший авиапарк, то стремятся заменить устаревшие машины к 2015 г.

Все это безусловно негативно скажется на большинстве цехов, поскольку основная их работа связана с этими машинами, поэтому ничего удивительного нет в том, что РАС готовы отдавать им больший объем работ по JF-17.

Ремонтный цех истребителей F6, как следует из его названия, был создан в середине 1970-х гг. для обслуживания истребителей Shenyang F-6; первый самолет пришел в цех в ноябре 1980 г. Хотя F-6 были выведены из боевого состава в 2002 г., наименование цеха в ближайшем будущем сохранится, а сам цех ежегодно осуществляет ремонт до 40 самолетов, включая китайские истребители F-7P/F-7PG и реактивные УТС К-8 Karakoroum, а также продлевает жизненный цикл реактивного УТС FT-5. В цехе осуществляется ремонт электропроводки китайских самолетов и истребителей Mirage и, с недавних пор, истребителя JF-17.

По мере поставки новых JF-17 цех истребителей F-6, вероятно, станет осуществлять обслуживание и ремонт нового истребителя, превратившись в центр переподготовки специалистов по обслуживанию JF-17. С этой точки зрения наименование цеха также может измениться, чтобы отразить приход новой эпохи. Другие направления работы цеха включают участок по ремонту силовой установки самолетов С-130, который открылся в ноябре 2006 г. и который рассчитан на 10 — 12 двигателей в год, включая двигатели патрульных самолетов Р-3 пакистанских ВВС. Компания Hamilton Sundstrand оказывает техническую поддержку, а американская фирма Derco Aerospace поставляет запасные части и осуществляет логистику. Рядом находится участок Boeing Offset Project, который выпускает точные титановые детали для самолетов Boeing 777, — это впечатляющее производство, демонстрирующее уровень мастерства рабочих в стране, где основная работа связана с сельским хозяйством.

В цехе по ремонту самолетов Mirage идет неутихающая работа по поддержанию в летном состоянии устаревших самолетов с треугольным крылом. В течение многих лет в цеху ведутся работы на 150 Mirage, и здесь вводится в строй значительное число самолетов, приобретенных ВВС Пакистана в таких удаленных друг от друга местах, как Ливия и Австралия. Часто продавец думал, что поставляет самолеты на запчасти, но в случае с Пакистаном никто не может быть уверенным, что дело обстоит именно таким образом. Эта работа снова подчеркивает опытность пакистанских инженеров и техников, которые поднимают эти самолеты в воздух, хотя многие из них до этого простояли на хранении под открытым небом на протяжении 15 лет.

Некоторые экземпляры, выпущенные в 1967 г., все еще летают, но это требует значительных усилий по их обслуживанию. Поскольку Mirage находятся на закате своей карьеры в пакистанских ВВС, работы по этому направлению будут замедляться. Первый Mirage был списан в феврале, после чего 5 эскадрилья приняла на вооружение новые истребители F-16C/D Block 52, а следующая эскадрилья должна перейти на них через год.

Можно задаться вопросом о будущем этого цеха после того, как все Mirage будут списаны. Однако учитывая тот факт, что в цехе есть испытательная камера для различных типов двигателей, на которой ремонтируются двигатели ATAR 09C, устанавливаемые на истребителях Mirage, двигатель Pratt and Whitney F100-220E (F-16), кто может поручиться, что цех также не приступит к ремонту двигателей РД-93 (JF-17)? Это станет очередным вызовом.

С момента создания в 1975 г., цех радиоэлектронного оборудования и РЛС Камра (KARF) отвечал за обслуживание наземных РЛС пакистанских ВВС. Постепенно удаляясь от этого вида работ, в 2000 г. цех получил контракт на лицензионное производство итальянских авиационных РЛС FIAR Grifo 7. Благодаря этому пакистанские ВВС заменили устаревшую РЛС GEC Marconi Skyranger на истребителях F-7P и стали устанавливать ее на новых истребителях F-7PG.

Кроме того, эта работа дала KARF необходимые ноу-хау работы с передовыми технологиями РЛС. Однако программу преследовали различные проблемы и отставания от графика, но KARF считает, что все необходимые уроки были извлечены и подобные неприятности не встретятся на пути программы сборки РЛС KLJ-7, над которой сейчас введется работа.

Многорежимная РЛС KLJ-7 обладает режимами стрельбы за пределами видимости и ближнего боя, картографирования местности, а также хорошую устойчивость к помехам. Считается, что РЛС может обнаруживать до 40 целей, сопровождать 10, и одновременно обстреливать две цели за пределами видимости.

Большинство современных китайских вооружений класса «воздух-воздух», как, например, ракета малой дальности PL-5 и средней дальности SD-10A, могут применяться с KLJ-7. РЛС собирается на KARF, где в настоящее время устанавливается фирменное оборудование для тестирования китайских систем.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники